Религиозный фактор в истории.

          В оценке роли влияния религиозного фактора на историю человечества нередко преобладают две крайности. Первая, узко материалистическая - это сведение всех факторов развития и жизни человечества к влиянию природы, экономическому фактору и т.д. Религиозный фактор игнорируется. Другая крайность - преувеличение его роли. Аргументы философов материалистической школы достаточно хорошо известны. Остановлюсь на крайности преувеличения роли религиозного фактора, и на тех, кто пытается считать везде его главной побудительной причиной. К последним относятся и Свидетели Иеговы.

          Римляне верили, что Ромул был забран богами на небо, он был обожествлен, но в действительности, как мы знаем, сенаторы убили Ромула и сочинили эту историю. Сенаторы конечно верили в богов, но при этом эксплуатировали религию. Патриции пользовались религиозными гаданиями, чтобы помешать продвижению неугодных им людей, но при этом утихомирить плебс. Римляне возмущались "вероломством" Карфагена, который, по их мнению, часто нарушал договора, скрепленные клятвой перед богами. Таким образом, веря в богов, многие, даже простые граждане, очень часто пытались приспособить эти верования для своих интересов. Для укрепления власти императора в Риме даже был введен культ почитания "гения" императора.

Та же самая эксплуатация мистики присутствует и в шаманизме. В своих обрядах шаманы утверждают, что чувствуют, как через них действует некая "сила", когда они входят в экстатическое состояние. Однако они также использовали для большей убедительности мистификации, для произведения впечатления.


Секуляризация в истории.


          С течением времени мы наблюдаем в истории процесс секуляризации, т.е. переход религиозного в светское, т.е. по сути - в культуру. Кто-то считает это положительным "прогрессом", интеллектуальным ростом человечества, а некоторые отождествляют любую секуляризацию с бездуховностью. Однако нужно всегда рассматривать, что же именно подверглось секуляризации - только тогда можно сделать более или менее объективный для себя вывод и то, лишь конкретно в этом случае.

          Приведу простой пример положительной секуляризации: античный человек видит в определенной статуе изваяние божества, а современный человек увидит лишь скульптуру. Это лишь материя, которая приобрела эстетически красивый вид благодаря умелой руке скульптора. Отрицательный пример: Христос для современного человека историческая личность, учитель наравне с Буддой или Магометом, но никак не Бог. И у этого есть две основные причины. Первая заключается в необходимости акта веры для признания в Христе кого-то большего, чем учителя нравственных ценностей. Вторая причина заключается в элементарной неграмотности. Если в прошлом люди озабочены религиозным вопросом, принимали непосредственное участие в религиозной жизни, то современный человек практически не видит разницы между религиями и представляет их обрядово различными, а по сути проповедывающими лишь одни и те же "общечеловеческие ценности". Как ни странно, но эта позиция очень близка к позиции Понтия Пилата, который был безразличен к истине, считая, что ее просто нет. Он не находит вины Христа, который безразличен ему, но не препятствует казни невиновного.


Мировосприятие Свидетелей Иеговы.


           Если попытаться охарактеризовать культурное и религиозно-историческое мировоззрение Свидетелей Иеговы, то их позицию можно назвать бескомпромиссной и оппозиционной в отношении культуры и традиции. История и культура с их точки зрения окрашена в черно-белые тона. Белое - это все что связано с их организацией и черное - все остальное. Нередко Свидетели Иеговы для объяснения своей позиции и критики других ссылаются на присутствии чего-либо у язычников или на Священное Писание. Это справедливо, если мы говорим о вопросе религиозном, но если к религии это не имеет отношения, то ссылаться на Священное Писание может быть не совсем уместно.
          Апостол Павел проповедовал подчинение государственной власти, но именно за неподчинение императору христиан убивали, пытали, затравливали дикими зверьми. Христиане не подчинялись государству лишь в одном случае - если это должно или могло повлечь за собой отречение от веры. А нести повинность в виде уплаты налогов даже языческому императору не является грехом. "Идол - ничто" - говорил апостол Павел, т.е. не идол страшен, но важно наше отношение к нему.


День Рождения и Свидетели Иеговы.


          Свидетели Иеговы не празднуют День Рождения объясняя наличие этого праздника у язычников и отсутствия у иудеев. Причем праздник этот якобы имеет религиозные корни и возвышает человека. Но грехом является восприятие именно религиозного, будь то обряды, верования и т.д. Что такое День Рождения для современного человека? Это день, в который мы можем задуматься о том, чего мы достигли, о том, что повзрослели или состарились, о том, что нужно еще сделать и что уже сделано. Для многих людей День Рождения это еще и повод увидеть своих близких и друзей, подвести итоги. Можно же собраться просто так, можно по случаю долгой разлуки, но почему нельзя из-за того, что кто родился ровно какое-то количество лет назад?
День Рождения - это праздник не имеющий к религии никакого отношения, а если бы он такое отношение имел, то праздновался лишь малой частью людей. Светский характер праздника не делает его антихристианским или антирелигиозным вообще. Иудеи, жившие вокруг языческих народов, были подвержены их влиянию и перенимали религиозные обычаи, против чего и выступали пророки своими обличениями. Надо признать, обличения иудеи, как и Свидетели Иеговы, да и просто как многие люди, не любили.

Однако принятие чужих верований означало идолопоклонство, а празднование Дня Рождения не несет в себе принятие ни идолопоклонства, ни атеизма. Но видимо Свидетели Иеговы предполагают, что незаметно для себя можно как-то сделать из Дня Рождения языческую мистерию, совершить жертвоприношение, например, разлить на полу спиртное в жертву телевизору или холодильнику, или, напротив, напиться, восхваляя дарованную богами, а вовсе не техническими достижениями, электроплиту или кофемолку.

Замечание же Свидетелей Иеговы о "возвышении человека" просто удивительно. Во-первых, каждый человек относится к одним и тем же событиям по-разному (кого-то может возвысить, что он не празднует День Рождения в отличие от "нечестивцев"), во-вторых, День Рождения символизирует не величие человека, а всего лишь знаковую точку воздействия именно на него в данный день неумолимых законов времени. И более ничего.

Люди, в том числе и Свидетели Иеговы, живут фактически по законам римского права, которое составили язычники. Просто с тех пор ничего нового не придумали. Но это не повод, чтобы отрицать законы и их нарушать.


Парадоксы логики Свидетелей Иеговы и характер секты.


          С одной стороны можно назвать поверхностной оценку Свидетелями Иеговы многих фактов в истории, религиях и культуре, но кроме этого такой подход выгоден организации. Он не только прост, понятен каждому, не требует рассуждений, но при этом отсекает под предлогом противоречия вере много нежелательного, "ненужного" по мнению секты. Свидетели Иеговы предпочитают рассматривать не более как внешнюю сторону предмета.

Было День Рождение у язычников - все - нельзя. А если язычник смотрел на Луну как на божество, поклонялся ей, приносил жертвы, то Луна также запятнана как День Рождения, который когда-то праздновали язычники? Посмотреть на нее нельзя, потому что кто-то смотрел с религиозным чувством? У язычников был распространен культ Солнца, так можно ли любоваться рассветом или закатом? Индусы в Индии раз в год совершают обряд очищения от грехов путем купания в Ганге. Так что купание в реке - языческий обряд. Просто так, потому что жарко искупаться нельзя? Или это только конкретной реки касается? А если кто-то будет купаться с такой целью в водоеме, где люблю купаться я?
Hosted by uCoz